Сцена и страхи

Страх сцены есть у многих. Даже уже состоявшихся артистов с многолетней практикой порою посещает это чувство.

Откуда берется страх?

Как говорится, все проблемы из головы. Мы боимся не сцены как таковой, мы боимся остаться на этой сцене перед аудиторией, которая будет так или иначе реагировать на наши действия: положительно, нейтрально или отрицательно. Чаще всего мы просто боимся этой реакции, особенно если материал исполняется впервые на большой аудитории.

У кого-то страх доходит до максимальной планки, когда переживания не ограничиваются только эмоциями, они чувствуются уже на физическом уровне в форме расстройств живота, головных болей, потери аппетита, в виде затянувшегося стресса и даже потерей голоса накануне выступления. В таком состоянии, конечно, сложно выходить на сцену и тем более показывать лучшее, на что ты способен.

Как с этим работать?

Снимайте степень важности с выступления. Учитесь получать удовольствие, радоваться тому, чем вы занимаетесь. Сейчас именно вы на сцене, а не «тот с недобрым взглядом из первого ряда», поэтому все карты именно у вас в руках. Если вы идете на сцену с мыслью: «либо сейчас, либо никогда», мозг выберет «никогда». Идите за опытом, любым опытом, чтобы следующий концерт был ещё лучше предыдущего!

Показывайте истинного себя, публика это очень чувствует и приветствует проявление индивидуальности, а не заученные шаблоны. Не бойтесь общения с залом, даже если чувствуете, что установить контакт очень сложно. Поверьте, даже в пустом зале можно отыграть отличный концерт. Говорите со слушателем, как с участником диалога, рассказывайте истории из своей жизни. Слушатель пришел в зал не только из-за музыки, но из-за вашей личности, как источника этой музыки.

Из личного опыта. Очередной концерт перед незнакомой публикой, зал совсем грустный, люди не понимают, что их ждёт, потому что организаторы решили устроить сюрприз. Мы выходим на сцену, я аж кожей ощущаю, что к нам ещё не готовы… Первая песня прошла, зал немного расшевелился, но мне этого мало. На следующей песне я не нахожу ничего лучшего, чем просто выйти прямо в зал. На сцене остаются музыканты и танцоры, а я начинаю танцевать вместе с публикой. Остальная часть концерта — обмен позитивной энергией между нами (артистами) и вдохновлённой публикой. Танцуют все!

Что, если произошел казус перед публикой (вы упали, зацепившись за провод, у вас разорвался костюм в самом неожиданном месте, вы киксанули)? Обратите все в шутку и намеренно акцентируйте внимание на случившемся, давая понять, что вы не стесняйтесь таких случайностей, что это никак не может отразиться на вас и тем более на вашем образе. Публика часто очень хорошо воспринимает нестандартные ситуации, особенно если вы при этом находите элегантный выход из них.

Из практики: на одном из первых концертов в новой группе я на одной из заглавных песен, где мне нужно было солировать, во весь рост завалилась на сцену зацепившись каблуком за торчащий провод. Это было так неожиданно, и так не вязалось с серьезным образом, в котором я была на тот момент, что я просто осталась на полу и продолжила петь, сидя на коленях. Зал и посмеялся, и удивился, и в конце песни взорвался громкими овациями. Во всяком случае, мне это именно так запомнилось, и теперь таких ситуаций я не страшусь, потому что знаю, что смогу выйти из любой из них так, как будто это было продумано мною заранее.

Репетируйте программу, чем больше, тем лучше. Репетиция — ваша комфортная зона, когда нарабатываются какие-то важные для выступления навыки. Используйте репетиции по максимуму, представляя себя уже на сцене: отрабатывайте сценические движения, мимику, какие-то фразы между песнями, как будто вы уже выступаете на аудитории. Потом, на настоящей сцене, вам легко будет перестроиться и отдаться процессу, не думая о лишнем.

Присутствуйте на саундчеке! Вот этот пункт очень важен. Без чека лезть на сцену, как играть в рулетку — авось повезет. Ваше присутствие на саундчеке прежде всего говорит о том, что вам не все равно, в каких условиях выступать, ну а по отношению к публике — это элементарный признак уважения. Если вкратце, то на чеке вам отстраивают микрофон, индивидуальные мониторы, слушают вас с музыкантами в миксе, корректируют звучание в соответствии с акустикой зала (а залы бывают ой какие разные), вы же в свою очередь привыкаете к звуку конкретной площадки, осматриваете сцену на наличие ограничителей ваших передвижений (торчащие провода, оборудование и т.п.), осматриваете зрительный зал, чтобы потом на выступлении все это уже было знакомым.

Найдите точку внимания в зале, чтобы не отвлекаться на взгляды или выражения лиц, когда вы не готовы к этому. Эта точка может быть лицом знакомого вам человека, который вас поддерживает и вдохновляет, либо какое-то абстрактное пятно посреди зала (выше голов зрителей), которому вы споёте свою песню, т.н. воображаемый друг.

Из опыта. Часто на концертах в первых рядах можно увидеть не самые позитивные лица. Для меня самое главное — не зацепляться за них взглядом, и тем более не докручивать в голове мысли о том, что им не нравится моё выступление. Потому что так же часто бывает, что эти же люди дожидаются меня после концерта и восхищенно обнимают, благодарят за прекрасный вечер! Поэтому на концертах я создаю для себя воображаемого собеседника, которому рассказываю свои музыкальные истории.

Перед концертом, помимо распевок для голоса, хорошо успеть физически разогреться. Найдите упражнения, которые подойдут вам, сделайте для себя традицией выполнять комплекс из этих упражнений до выхода на сцену, и вы всегда будете готовы к активной концертной работе.

Несмотря на все вышесказанное, опыт является ключевым звеном, создающим из вас настоящего артиста. Любой опыт. Даже абсолютно провальный концерт может стать началом вашей успешной карьеры!

Пусть пение для вас будет всегда в радость!

Динара Хаирова

Опубликовано Dinara Khairova

Певица, вокальный тренер, композитор, фотограф

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: