Опора? Что это?

Певцам часто приходится слышать термин “опора” или “опора дыхания”, или “опертый звук” и т.д.

Что это вообще такое? Почему важно ощутить эту опору?

Пока я не начала изучение анатомии, физиологии, я не понимала, как именно происходят многие важные процессы в моем организме. Изучение простых основ раскрыло для меня дверь к пониманию своего организма и механизма работы мышц. Этими знаниями я очень хочу поделиться с вами, друзья.

Прежде всего нужно понимать, как вообще происходит процесс дыхания. Давайте разбираться.

Подробно процесс дыхания описан на моем сайте здесь.

Вкратце, за процесс дыхания отвечают две группы мышц: инспираторная -диафрагма, наружные межреберные и внутренние межхрящевые мышцы; и экспираторная — абдоминальные (внутренняя и наружная косые, прямая и поперечная мышцы живота) и внутренние межреберные мышцы. В некоторых источниках я заметила, что диафрагму причисляют к обеим группам, но я считаю это в корне неверным по двум причинам: во-первых, сокращение мышцы (диафрагма сокращается на вдохе) происходит только в одну сторону, в другую идет расслабление, из чего вытекает вторая причина — так как процесс дыхания сопровождает нас всю жизнь, было бы невозможно держать постоянно работающую мышцу в необходимом тонусе (если теоретически она работала бы одинаково и на вдох, и на выдох), именно поэтому разные мышцы отвечают за разные функции дыхания.

Если мы говорим о так называемой певческой опоре, нам прежде всего будет интересен механизм выдоха со звукоизвлечением.

Какова задача опоры (или поддержки)? Создать такое условие, при котором воздух из легких будет выходить максимально долго. Работа через сопротивление естественному рефлексу диафрагмы — расслабление и выпуск всего воздуха, который прошел в легкие со вдохом.

Как найти нужные мышцы для ощущения опоры? Встаньте прямо, положите ваши ладони на ребра. Сделайте не очень глубокий вдох, расправив ребра вширь (проследите, чтобы плечи во время вдоха были опущены). Теперь на звуке «тс-с-с» мы медленно выпускаем воздух наружу, при этом наши ребра остаются на месте. Почувствуйте, как постепенно начинают подключаться мышцы нижней части живота (движение внутрь), поясницы (движение, уводящее копчик вниз и подтягивающее таз вперед), боковые мышцы на талии (в напряженном состоянии они помогают сохранять раскрытое положение ребер), и наконец — мышцы спины (подключатся в самом конце, когда воздух на исходе, работает в основном широчайшая мышца, помогают ей прилегающие). Это и есть мышцы «опоры». Прошу обратить внимание на то, что мы не сразу подключаем все упомянутые мышцы, а постепенно, по мере расходования воздуха. Таким образом звук будет ровным, без излишних динамических изменений. Если же вам необходимо увеличить громкость звука в какой-либо из частей фразы на одном дыхании, просто прибавьте усилий в работе мышцы «опоры» — таким образом вы избежите лишнего напряжения в районе гортани.

При обычном выдохе без звука воздух беспрепятственно проходит через открытую голосовую щель (о строении гортани можно прочесть здесь), если мы говорим о звукоизвлечении, голосовая щель в процессе пения или звукоизвлечения закрыта или слабо приоткрыта (например, фальцет). Таким образом в грудной клетке создается более высокое давление, чем при обычном выдохе, так называемое предголосовое давление. Под давлением голосовые связки выгибаются, выпуская часть воздуха в ротоглоточную полость, и закрываются снова. Голосовые связки совершают колебания Бернулли (ученый предположил, что произвольное колебание может быть представлено как «наложение» или сумма нескольких чистых колебаний, что соответствовало наблюдением за струной: издаваемый ею звук состоит из основного тона и множества обертонов). Число открытий и замыканий голосовой щели в единицу времени (основная частота звука) зависит прежде всего от натяжения голосовых связок и только во вторую — от предголосового давления.Таким образом мы управляем высотой звука.

Для певца необходимо постоянно ощущать это давление, и вот почему.

church organ

Давление воздуха отчасти является причиной возникновения звука (вспомните про музыкальный инструмент орган: он работает от мехов, которые нагнетают воздух к язычкам, расположенным по типу расположения голосовых связок в гортани. Каждая трубка органа отвечает за определенную высоту, потому что язычки не могут изменять своего положения в отличие от голосовых связок, которые могут менять свое натяжение), именно поэтому важно понимать, что при снижении давления воздуха, вы тем самым подвергаете мышцы гортани дополнительной нагрузке. В результате на выходе получается вялый звук, иногда ощущение, что человек поет “в себя”, без отдачи, а в дополнение появляется дискомфорт в гортани, порой доводя до болезненных ощущений. Особенно это ярко выражено у начинающих певцов, которые не успевают следить за всеми аспектами пения, и, отдавая внимание каким-то другим деталям, забывают о постоянном ощущении давления со стороны легких.

Далеко ходить не надо: я долгое время не могла понять, о чем вообще мне твердят преподаватели, говоря об опоре. Толком никто не мог объяснить процесс дыхания и звукоизвлечения, поэтому я искала информацию в различных зарубежных школах, больших трудах великолепных педагогов. Частично вопрос был решен, но конечным пунктом к пониманию были обычные медицинские учебники, наглядно и понятно описывающие физиологические процессы, позволившие заглянуть внутрь своего организма. Не поленитесь и изучите анатомический атлас, почитайте учебники физиологии, это будет огромным вкладом в понимание важнейших основ здоровья голосового аппарата.

Вы должны учиться управлять силой нагнетания давления, потому что излишняя подача воздуха может привести к неожиданному размыканию связок или слишком резкому, даже травмирующему связки звуку, а недостаточная приведет к снижению предголосового давления, в результате чего между связками может образовываться щель, через которую будет стремительно выходить воздух, не давая возможности производить долгих и звонких нот. При этом, в большинстве случаев, чтобы щель не образовывалась, мышцы гортани будут “помогать” избежать размыкания, обретая чрезмерную, не свойственную им нагрузку, вызывая дискомфорт и даже боли в области гортани, в результате получится тусклый и вялый звук.

Итак, «опора» дыхания певца — это совокупность движений мышц, в результате которой на выдохе при звукоизвлечении возникает предголосовое давление, помогающее голосовым связкам вибрировать. Опора тесно связана с динамикой звукоизвлечения: чем сильнее давление (чем интенсивнее работают мышцы «опоры»), тем громче звук. Во время звукоизвлечения на опоре работают мышцы, нагнетающие внутреннее давление, мышцы гортани, отвечающие за степень натяжения голосовых связок, а также артикуляционный аппарат, в котором происходит формирование фонем.

Первый признак потери опорыслишком быстро заканчивается воздух при звукоизвлечении, практически беспрепятственно выходящий через открытую голосовую щель. Легким как будто не хватает взятого воздуха, постоянно приходится брать дыхание. Вы можете проверить возможную потерю воздуха: поднесите руку ко рту, вдохните и выдохните (без звука), почувствуйте на руке поток воздуха; теперь вдохните, а на выдохе протяните любую гласную. Если при этом поток воздуха все равно довольно ощутимо достигает руки, хоть и в меньшем объеме, это может означать, что между голосовыми связками во время звукоизвлечения образуется слишком большая щель. Стоит обратить внимание на то, что механизм образования фальцета — когда голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель. Вы должны пробовать и искать то комфортное положение мышц, при котором предголосовое давление будет достаточным для воспроизведения звуков без потери воздуха.

Еще один признак недостаточной «опоры» — постоянный вялый звук, часто с придыханием, невозможность тянуть длинные ноты, невозможность динамической окраски звука. Голосовой аппарат быстро устает из-за чрезмерной мышечной нагрузки в области гортани.

Я часто акцентирую внимание на том, что вся фраза (будь то фраза в упражнении, или в песне) должна быть спета до конца без потери ощущения предголосового давления. Я обращаю на это внимание, потому что часто можно услышать потерю опоры в конце фразы, певцу каждый раз приходится с началом новой фразы ловить нужное состояние, которое он успел на предыдущей потерять. Попробуйте, упражняясь, следить за каждым исполненным звуком, за одинаковым внутренним состоянием при пении всех нот пассажа.

Наберитесь терпения, возникновение ощущения опоры может потребовать от вас затраты некоторого времени. На начальном этапе для внешнего контроля вам потребуется участие грамотного педагога. Поверьте, научившись однажды контролировать опору дыхания, вы в дальнейшем будете с легкостью управлять своим голосом, его динамикой, выполнять сложнейшие певческие задачи и сохранять при этом здоровым свой голосовой аппарат.

Важно понимать, что пение — это хорошая физическая работа. Если вы занимаетесь спортом, вы понимаете, что без регулярных тренировок сложно достигнуть высоких результатов. Здесь то же самое. Наши мышцы нуждаются в постоянной тренировке, поэтому занимайтесь каждый день, учитесь ощущать свое  тело и управлять им, и через некоторое время вам уже не надо будет думать о том, что нужно сделать для реализации той или иной задачи, вы просто будете наслаждаться процессом исполнения, подключая свой артистизм и харизму.

И самое главное, слушайте себя, пение должно быть вашей зоной комфорта, ни в коем случае не допускайте болевых ощущений. Всегда помните, что ваше тело и его сигналы  — ваш главный помощник.

Берегите себя и свой голос, и будьте здоровы!

by Dinara Khairova

Реклама